Материалы к защите диссертации: Юнеева Елена Андреевна

Информация о диссертации
Кандидатская диссертация
Юнеева Елена Андреевна
«Музыкальная культура Италии XVII–XVIII вв.: феномен барочной оперы»
24.00.01 - Теория и история культуры
исторические науки
Д 999.145.03
Волгоградский государственный медицинский университет
400131, Волгоград, пл.Павших Борцов, 1 ВолгГМУ
Предполагаемая дата защиты диссертации: 26 сентября 2015 года
[Полный текст диссертации (5.2 Мбайт)] (Опубликован: 6 мая 2015 года)
[Автореферат диссертации (377 кбайт)]
Дата публикации объявления 28 мая 2015 года
Объявление о защите опубликовано на сайте ВАК:
[Текст объявления] [Версия для печати]
Отзывы на диссертацию *
Научный руководитель
Кибасова Г. П., кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор кафедры истории и культурологии ВолгГМУ
Скачать отзыв (70 кбайт)
Опубликован: 28 мая 2015 года
Официальный оппонент
Е.А. Гущина, кандидат философских наук, заведующий кафедрой истории и теории музыки, проректор по научной работе Волгоградского государственного института культуры и искусства, профессор
Скачать отзыв (262 кбайт)
Опубликован: 9 сентября 2015 года
Официальный оппонент
С.С. Минц, доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории факультета истории, социологии и международных отношений ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет
Скачать отзыв (256 кбайт)
Опубликован: 9 сентября 2015 года
Ведущая организация
Гангур Наталья Александровна, зав. кафедрой теории и истории культуры ФГБОУ ВПО Краснодарский государственный университет культуры и искусств, доктор исторических наук (24.00.01 - Теория и история культуры), доцент, и.о. профессора
Скачать отзыв (1.7 Мбайт)
Опубликован: 9 сентября 2015 года
Отзыв на автореферат
С.А. Мозгот, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Адыгейского государственного университета
Скачать отзыв (4.7 Мбайт)
Опубликован: 9 сентября 2015 года
Отзыв на автореферат
Н.П. Аринина, директор ОГОБУ СПО Ульяновское училище культуры (техникум), кандидат исторических наук
Скачать отзыв (8.4 Мбайт)
Опубликован: 11 сентября 2015 года
Отзыв на автореферат
Н.Г. Романова, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт, кандидат искусствоведения
Скачать отзыв (336 кбайт)
Опубликован: 11 сентября 2015 года
Отзыв на автореферат
Т.В. Сафонова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова
Скачать отзыв (3.1 Мбайт)
Опубликован: 11 сентября 2015 года
* Убедительная просьба к лицам, присылающим в совет отзывы на автореферат и диссертацию, высылать текст отзыва в формате Adobe PDF на электронную почту совета: inhabitus@mail.ru.

Решения диссертационного совета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ДМ 208.008.07 НА БАЗЕ ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России ПО ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

аттестационное дело No _________________ решение диссертационного совета от 26.09.2015 No 5 О присуждении Юнеевой Елене Андреевне, гражданке РФ, ученой степени кандидата исторических наук.

Диссертация «Музыкальная культура Италии XVII-XVIII вв.: феномен барочной оперы» в виде рукописи по специальности 24.00.01 – теория и история культуры принята к защите 27.05.2015, протокол No 4, диссертационным советом ДМ 208.008.07 на базе ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России (400131, Волгоград-131, пл. Павших борцов, 1), утвержден приказом ВАК РФ No 723/нк от 21.10.2013 года.

Соискатель Юнеева Елена Андреевна, 1966 года рождения, в 1999 году окончила МБОУ ВПО «Волгоградский муниципальный институт искусств им. П. А. Серебрякова» с присвоением квалификации «Оперная, концертная певица, преподаватель» по специальности «Вокальное искусство», работает старшим преподавателем кафедры эстрадно-джазовой музыки в МБОУ ВПО «Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова», г. Волгоград.

Диссертация выполнена на кафедре истории и культурологии ГБОУВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Научный руководитель – Кибасова Галина Петровна, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории и культурологии ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России.

Официальные оппоненты:

Минц Светлана Самуиловна, гражданка РФ, доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории факультета истории, социологии и международных отношений ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Гущина Елена Александровна, гражданка РФ, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и теории музыки, проректор по научной работе ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», г.Волгоград, дали положительные отзывы о диссертации.

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусства», г. Краснодар, в своем положительном заключении, подготовленном Лях В.И., доктором философских наук, профессором кафедры теории и истории культуры ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусства» и подписанном Гангур Н.А., доктором исторических наук, профессором, заведующей кафедрой теории и истории культуры, деканом исторического факультета ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусства» указано, что по своей актуальности, глубине и объёму проведённых исследований, а также научно-практической значимости диссертационная работа Е. А. Юнеевой ««Музыкальная культура Италии XVII-XVIII вв.: феномен барочной оперы»» соответствует критериям, предъявляемым ВАК к научно-квалификационным работам. В результате многопланового исследования соискателем получено значительное число новых результатов, отражающих культуроцентричный характер исследуемого феномена.

Соискатель имеет 12 опубликованных научных работ, в том числе по теме диссертации 12, из них – 3 работы опубликованы в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем публикаций 3,7печатных листа. В представленных публикациях отражены основные результаты диссертационного исследования и положения, выносимые на

защиту. Подготовка публикаций выполнена лично автором или при его участии. Наиболее значимые научные работы по теме диссертации:

1. Юнеева Е. А. История становления музыкального образования в Италии XVII века // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: ВГСПУ издательство «Перемена», 2014. - No 3 (88). - С. 83–86.

2. Кибасова Г. П., Юнеева Е. А. Культура барокко: феномен певцов- кастратов // Культурная жизнь Юга России. Краснодар: КГУКИ, издательство «Экоинвест», 2014. - No 1 (52). - С. 23–26.

3. Юнеева Е. А. Музыкальная культура эпохи итальянского барокко: гендерный подход // Вопросы культурологии. Москва: издательский дом «Панорама», 2014. - No 12. - С. 63–67.

На диссертацию и автореферат поступили отзывы от: кандидата исторических наук, директора ОГОБУ СПО «Ульяновское училище культуры» Арининой Н. П.; кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания ФГБОУ ВПО

университет» Мозгот С. А.; кандидата преподавателя кафедры хорового «Ставропольский государственный институт», лауреата Международного конкурса кандидата искусствоведения, доцента кафедры специального фортепиано ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова» Сафоновой Т. В. Отзывы

положительные, замечаний не содержат.
В отзывах отмечается актуальность диссертационного исследования,

научная новизна, адекватность использованных методов решаемым задачам. Во всех отзывах подчеркивается, что диссертация представляет собой законченную научно-квалификационную работу и удовлетворяет критериям п. 9 «Положения о присуждении ученых степеней», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 г. No 842, предъявляемым к

«Адыгейский государственный

искусствоведения, дирижирования педагогический Романовой Н. Г.;

старшего ГБОУ ВПО

диссертационным работам на соискание ученой степени кандидата наук, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата исторических наук по специальности 24.00.01 – теория и история культуры (исторические науки).

Выбор оппонентов и ведущей организации обосновывается авторитетностью и компетентностью назначенных оппонентов и широкой известностью их достижений в тех областях, которые затрагивает диссертация.

Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:

разработана научная идея о культуроцентричной роли итальянской барочной оперы, оказавшей значительное влияние на социокультурное развитие итальянского общества XVII-XVIII вв.;

проведён историографический обзор научной литературы, посвященной эпохе барокко, выявлены историко-культурные предпосылки генезиса стиля, охарактеризованы его основные черты и особенности бытования в культуре Италии XVII–XVIII вв.;

дана авторская научная трактовка понятия «музыкальная культура», показаны особенности «мира музыки» Италии XVII-XVIII вв.;

продемонстрированы особенности взаимодействия литературы и музыки в рамках становления итальянской барочной оперы, раскрыт мировоззренческий потенциал данного взаимодействия;

доказано, что «рождение» оперы сыграло важную роль в становлении профессионального как мужского, так и женского музыкального образования, способствовало ломке гендерных стереотипов и изменению статуса женщины в европейской культуре;

проанализирована роль певцов-кастратов в процессе становления стиля бельканто в итальянской барочной опере;

исследованы проявления традиций барокко в современной музыкальной культуре и раскрыты причины ее реактуализации.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

доказано научное положение о том, что барочная опера в итальянской культуре XVII-XVIII вв., сыграла роль своеобразного синтезирующего начала в духовной и художественной жизни общества;

продемонстрированы возможности историко-культурологического анализа применительно к феномену итальянской барочной оперы;

раскрыты социально-культурные предпосылки возникновения оперы, взаимодействие религиозного и светского начала в музыкальной культуре Италии;

выявлены историографические проблемы в изучении оперы XVII-XVIII вв., основной из которых является отсутствие работ исследующих оперу как историко-культурный феномен;

изучены архивные документы римской и неаполитанской консерваторий, самых старых в Италии;

на основе анализа более 200 текстов итальянских оперных либретто XVII-XVIII вв. показано становление нового литературного жанра;

раскрыта взаимосвязь между процессом рождения оперы и становлением профессионального музыкального образования нового типа в Италии XVII-XVIII вв.;

обоснован вывод о том, что опера способствовала изменению гендерных стереотипов в культурной жизни европейского общества;

выявлены рецепции барокко в современной музыкальной культуре.

Значение полученных соискателем результатов исследования для практики подтверждается тем, что:

Материалы и результаты исследования включены в преподавание курсов дисциплин «Вокальная музыка эпохи барокко», «Методика преподавания вокальных дисциплин», использованы при разработке целого ряда рабочих программ и методических пособий, а также элективных курсов («История исполнительства», «Стиль бельканто: генезис, особенности,

значение») в МБОУ ВПО «Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова», г. Волгоград.

Другие научные достижения, свидетельствующие о научной новизне, заключаются в авторском определении понятия «музыкальная культура», в изучении методами культурологического анализа феномена барочной оперы, которая представлена как результат взаимодействия материальной, духовной и художественной культуры определённой эпохи; с междисциплинарных позиций продемонстрирован конфликт религиозной и светской идеологий, который наиболее полно отразился в музыкальной культуре Италии; барочная опера показана как культуроцентричный феномен, оказавший влияние на процесс «обмирщения» культуры и становления личностного начала в художественном творчестве, на зарождение светских форм проведения досуга. Аргументированно доказано, что развитие оперного жанра привело к созданию профессиональной системы музыкального образования, к развитию новых литературных жанров (либреттистика), к изменению места и роли женщины в искусстве и культуре в целом.

Оценка достоверности результатов исследования выявила, что содержащиеся в диссертационной работе основные положения, выносимые на защиту, а также выводы и практические рекомендации сформулированы и обоснованы в соответствии с целью и с задачами исследования. Выводы вытекают из анализа широкого спектра источников, ранее не переведенных на русский язык, в том числе оригинальных либретто XVII-XVIII вв., часть из которых впервые вводится в научный оборот.

Методология работы базируется на междисциплинарном подходе, основывающемся на центральных положениях истории и теории культуры, искусствоведения, музыковедения. В работе использованы как общие, так и специальные методы культурологического анализа.

Личный вклад соискателя состоит в том, что впервые барочная опера стала предметом междисциплинарного историко-культурологического анализа; в выявлении форм взаимодействия религиозной и светской

культуры в Италии XVII-XVIII вв., в установлении факта преемственности и жизнеспособности барочных традиций в мировой музыкальной практике; в написании значительного количества научных статей по теме исследования и в активной апробации работы на научно-практических форумах разных уровней (гг. Прага (Чехия) 2013; Вена (Австрия) 2014; Москва 2014; Рязань 2012, 2014; Краснодар 2014; Махачкала 2014; Ставрополь 2014; Волгоград 2012, 2013, 2014 гг.); в подготовке 12 научных публикаций по материалам исследования.

Диссертация соответствует критерию внутреннего единства, что подтверждается логикой исследования, четкой формулировкой проблемы, наличием последовательного плана диссертации, достаточной методологической базой, основной идейной линией концептуальности и взаимосвязи выводов.

На заседании 26.09.2015 г. диссертационный совет пришел к выводу о том, что диссертация соответствует критериям, установленным «Положением о порядке присуждения ученых степеней», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 No 842 (в редакции от 30.07.2014) и принял решение присудить Е.А. Юнеевой ученую степень кандидата исторических наук по специальности 24.00.01 – теория и история культуры.

При проведении тайного голосования диссертационный совет в

количестве 17 человек, (из них 5 докторов наук по специальности

рассматриваемой диссертации), участвовавших в заседании, из 24 человек,

входящих в состав совета, дополнительно введенных на разовую защиту –

нет, проголосовали: «за» – 17, «против» – нет, недействительных

бюллетеней – нет.

Зам. председателя диссертационного совета доктор исторических наук, профессор Болотова Е. Ю.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор  Черёмушникова И. К.

26 сентября 2015 г.