Координационный совет по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов
- Председатель совета:
- Ректор, академик РАМН В.И.Петров
- Адрес:
- 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов,1
- Телефон:
- +7 (8442) 385358
РУКОВОДСТВО КООРДИНАЦИОННЫМ СОВЕТОМ
1. Председатель Координационного Совета по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов ВолгГМУ, ректор, академик РАМН В.И.Петров
2. Заместитель председателя Координационного Совета по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов ВолгГМУ, профессор Н.И.Латышевская
3. Секретарь Координационного Совета по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов ВолгГМУ Н.В.Замятина
Члены Координационного Совета:
4. Проректор по учебной работе ВолгГМУ, профессор В.Б.Мандриков
5. Проректор по внеучебной и воспитательной работе ВолгГМУ, профессор С.И.Краюшкин
6. Председатель профкома ВолгГМУ Ю.В.Ламтюгин
7. Доцент кафедры общей гигиены с экологией Г.П.Герусова
Актуальность и обоснование деятельности Координационного Совета по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов ВолгГМУ.
Поступив в вуз, молодые люди оказываются в новых условиях, адаптация к которым представляет собой сложный многоуровневый социально-психологический процесс, и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается. Ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. По итогам анализа численного состава специальной медицинской группы и студентов, освобождённых от практических занятий физическим воспитанием по состоянию здоровья в ВолгГМУ за период с 1984 по 2010 гг. выявлено, что количество студентов, имеющих серьёзные отклонения в состоянии здоровья от года к году, неуклонно увеличивается. Так, в 1984 году количество студентов, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ в вузе, составляло 12,8%, в 1990 г. – 22,8%, в 1995 г. – 25,3%, в 2001 г. – 27,6%, в 2010 г. – 28,9%. Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий - 69%. Сложности социального взаимодействия, организация быта, питания и отдыха, низкие условия жизни в городской среде и другие факторы, кажущиеся малозначительными в отдельности, в совокупности оказывают негативное влияние на морфофункциональное и психофизиологическое состояние студентов.
Данные опросов свидетельствуют о том, что ответы студентов на поставленные вопросы по проблеме здорового образа жизни более ориентированы на дефицитарный тип валеоустановок. Согласно исследованиям, проведенным в ЮФО, хронические заболевания, регистрируются у 74,1% врачей, чаще, чем в популяции в целом. Одной из главных доминант в процессе обучения студентов здравоохранительному поведению являются новые подходы в формировании ценностного отношения студентов медицинского вуза к здоровью, здоровому образу жизни, самосохранительному поведению.
Потребность в разработке концепции охраны здоровья человека в условиях высшей школы, формирования здорового образа жизни вызвана низким уровнем культуры здоровья у студентов и сохраняющимся потребительским отношением к собственному здоровью. Актуальность и необходимость создания комплексной системы по формированию культуры здоровья и валеологического мышления будущих специалистов здравоохранения, определяется наличием противоречия между необходимостью гармонического развития личности потенциального врача, с одной стороны, и отсутствием эффективных средств и методов формирования культуры здоровья в процессе получения высшего медицинского образования – с другой.
Деятельность Координационного Совета по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов подразумевает организацию взаимодействия самых различных структур и подразделений медицинского вуза, направленного на решение существующих в этой области проблем.
Ресурсы университета по организации работы по эколого-гигиеническому воспитанию и охране здоровья студентов:
Реализацию задач осуществляют следующие структурные подразделения:
- профком, комиссия по охране здоровья студентов,
- ЦМС, УМО,
- кафедра общей гигиены с экологией,
- кафедра физической культуры и здоровья, спортивный клуб,
- кафедра клинической психологии,
- кафедра психиатрии и наркологии,
- научная часть, НОМУС
- деканаты,
- Социально-гуманитарный Центр дополнительного образования ВолгГМУ,
- студенческий совет ВолгГМУ,
- здравпункт и клиника семейной медицины ВолгГМУ, доверенный врач,
- кафедра врачебной реабилитации и спортивной медицины,
- редакция газеты «За медицинские кадры»,
- студия «Аллегро»,
- центр информационных технологий ВолгГМУ.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель создания Совета заключается в организационно-методическом руководстве и координации деятельности структурных подразделений ВолгГМУ в деле формирования и укрепления здоровья студентов.
Задачи
В ходе реализации направлений деятельности Координационного Совета выполняются следующие задачи:
- Паспортизация и мониторинг состояния здоровья студентов, их психофизиологического и физического состояний и возможностей с точки зрения овладения профессией.
- Осуществление углубленных профилактических медосмотров студентов.
- Проведение психофизиологических исследований (умственной работоспособности, состояния психоэмоциональной сферы и т.д.).
- Исходная оценка и выявление динамики физического развития и работоспособности студентов.
- Изучение проблем питания студентов.
- Формирование компьютерной базы данных физического развития и функционального состояния по годам обучения студентов в вузе.
- Разработка и внедрение профилактических мер, способствующих оптимизации различных аспектов здоровья и учебной деятельности студентов.
- Создание условий жизнедеятельности студентов, адекватных требованиям образовательного процесса и наиболее благоприятных для саморазвития, совершенствования личности и повышения уровня здоровья студентов. Таких как:
- изучение и оценка условий проживания студентов в общежитиях;
- изучение и оценка условий и организации обучения студентов на учебных базах;
- изучение и оценка уровня санитарно-гигиенического воспитания студентов (соответствие гигиеническим требованиям режима дня, предпочтения в одежде, обеспечение надлежащих санитарно-гигиенических условий в учебных помещениях – проветривание, регулярная влажная уборка, соблюдение требований техники безопасности при работе с химическими веществами, при работе с медицинскими препаратами и т.д., соответствующая отделка помещений и др.);
- выявление причинно-следственных связей между особенностями образа жизни студентов и состоянием их здоровья;
- Внесение изменений в содержание образовательного процесса:
- межпредметная интеграция на валеологической основе;
- использование валеологических компонентов образования.
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования III поколения.Закон Российской Федерации. N 3266-1 "Об образовании".
2. Федеральный закон Российской Федерации №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3. Устав ВолгГМУ.
4. Концепция развития социальной работы университета.
5. Программы: социально-психологической помощи студентам и сотрудникам, профилактики ВИЧ/СПИДа, профилактики табакокурения, наркотической и алкогольной зависимости.
6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года от 7 августа 2009 г. № 1101-р
7. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7)
8. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации (Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года, одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года)
9. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
10. Постановление Правительства №916 «О мониторинге состояния здоровья и физической подготовки детей и молодёжи России».
11. Приказ №2715/227/166/19 “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации” во исполнение решения совместных коллегий Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования от 16 июля 2002 года
12. Рекомендации Проблемной учебно-методической комиссии по физической культуре Министерства Здравоохранения и социального развития по оздоровительной и спортивно-массовой работе среди студентов и профессорско-преподавательского состава.