Новости

25 ноября 2020

Вопросы профессионального становления начинающих хирургов с позиции андрагогики и социологии медицины
Образование

Вопросы профессионального становления начинающих хирургов с позиции андрагогики и социологии медицины

В подходящем к концу 2020 году под общей редакцией профессора кафедры хирургических болезней № 1 ИНФО, заслуженного врача РФ, д.м.н., профессора А.В. Быкова вышла в свет монография «Профессиональное становление начинающего хирурга в аспектах андрагогики и социологии медицины», автором которой является бывший соискатель ученой степени кандидата медицинских наук кафедры хирургических болезней и нейрохирургии факультета усовершенствования врачей (ФУВ) ВолгГМУ, хирург хирургического отделения стационара № 1 Волгоградской областной клинической больницы № 3 Р.В. Мяконький

Выход книги был приурочен 85-летнему юбилею Сталинградского – Волгоградского государственного медицинского института – академии – университета, а посвящена она нынешним и будущим поколениям российских начинающих хирургов, их учителям и наставникам.

Начиная с 2015 года кафедрой хирургических болезней и нейрохирургии ФУВ, под руководством заведующего этой кафедры профессора А.В. Быкова (13.01.2020г.  кафедра реструктуризирована и преобразована в кафедру хирургических болезней № 1 ИНМФО - заведующий кафедрой доктор медицинских наук, доцент Ю.И. Веденин), и при непосредственном участии заведующей кафедрой философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины ВолгГМУ, заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, доктора юридических наук, профессора Н.Н. Седовой в рамках диссертационного исследования был проведен ряд работ, касающихся исследования клинического опыта в хирургической практике, профессиональных возможностей начинающих хирургов и социальных рисков, связанные с их деятельностью. В качестве предмета изучения была рассмотрена хирургическая служба лечебных учреждений крупного агропромышленного региона на примере Волгоградской области. Изучены некоторые аспекты профессиональных обстоятельств, касающихся начинающих самостоятельную деятельность хирургов как профессиональной группы. Полученные результаты легли в основу монографии.

Предлагаемая книга рассчитана на профессорско-преподавательский корпус хирургических коллективов, организаторов здравоохранения, социологов медицины, студентов, клинических ординаторов, аспирантов и широкий круг читателей - всех тех, кто активно интересуется вопросами подготовки хирургов на современном этапе образования в России.

Первый тираж книги вышел в начале 2020 года – в доковидное время и был отпечатан в международном издательстве – немецком издательском доме «LAP LAMBERT Academic Publishing», которое представляет группу издательств VDM Publishing и базируется в Саарбрюккене в Германии. Издательство публикует дипломные, диссертации и научно-исследовательские работы на русском языке. Книги данного издательства представлены более чем в 80 000 книжных магазинах и более чем в 3000 онлайн-магазинах по всему миру.

Вышедшая монография из первого тиража была разослана для ознакомления экспертам, занимающимся вопросами усовершенствования подготовки отечественных начинающих хирургов. В том числе, руководству Российского общества хирургов (РОХ): генеральному секретарю РОХ, доктору медицинских наук, профессору кафедры общей хирургии лечебного факультета Московского медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова А.В. Федорову (Москва), вице-президенту РОХ, профессору кафедры хирургии Института дополнительного профессионального образования Южно-уральского государственного медицинского университета С.А. Совцову (Челябинск), а также специалистам Института социальных наук Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (Москва), ректору  Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, академику РАН С.Ф. Багненко (Санкт-Петербург) и в ряд других российских медицинских вузов.

Книга первого издания вызвала живой интерес в профессиональной среде и получила ряд положительных отзывов от экспертного профессионального сообщества, часть из которых считаем возможным, привести ниже.

***

«По поручению директора Института социальных наук Сеченовского Университета, академика РАН Андрея Вениаминовича Решетникова отвечаю на Ваше письмо: «Ознакомление с представленной для рецензирования монографией позволило заключить, что проблематика, затрагиваемая автором, носит весьма актуальный характер».

Н.В. Присяжная, канд. социол. наук,

зам. директора по научной работе

Института социальных наук Сеченовского Университета (Москва)

***

«Очень серьезная и нужная работа. Я поделился монографией с профессором Ю.В. Чалыком. Читаю вдумчиво. Не удержусь от одного своего соображения. О необходимости информированного согласия. Все эти рассуждения прекрасны для культурного образованного сильного и адекватного человека. Надежда на то, что пациент внимательно обдумает врачебную информацию, воспримет ее, обдумает, взвесит риски и примет самостоятельное решение, за которое будет отвечать сам, иллюзорны. В большинстве случаев столкнувшись с неисключаемым риском, люди впадают в истерику, ведут себя неадекватно и принимают решение по принципу максимального сложения с себя какой-либо ответственности».

С.В. Капралов, д-р мед. наук,

профессор кафедры общей хирургии

Саратовского государственного медицинского университета

им. В.И. Разумовского (Саратов)

***

«Огромное спасибо за Ваш труд по написанию и изданию книги. Она мне в целом понравилась по содержанию и языку изложения. Книгу буду рекомендовать моим выпускникам, которые хотят стать хирургами. Почитал ее сам не торопясь, чтобы вспомнить молодость и не сбывшуюся мечту стать хирургом. Еще раз спасибо. Вы еще молоды и энергичны. Немного отдохнете и принимайтесь снова за новое дело. У вас прекрасный слог написания текста, хорошая логистика и целеустремленность. Не теряйте ее».

А.И. Завьялов, д-р мед. наук, профессор,

Саратовский государственный медицинский университет

им. В.И. Разумовского (Саратов)

***

«Вашу книгу прочел повторно. Со второго раза она мне показалась даже сложнее для восприятия широкой аудиторией. Она для подготовленного читателя, имеющего личный, в том числе и негативный, опыт нашей медицинской действительности. Также она поднимает не один, а широкий круг вопросов: от мотивации и академичности базовой подготовки, до индивидуализации при принятии тактических клинических решений и личностных способностях хирурга. На мой взгляд, она даже опережает требования большинства хирургов к себе и коллективу. Хотя она является классической для старо-российской и советской хирургии, до новейшего периода. Иностранные технологии в подготовке кадров при реализации практической деятельности очень укоренены, даже в передовых клиниках столиц. А хирургии мысли на местах все меньше, если уже совсем нет. В общем, Вы заняты чрезвычайно важным для всей российской медицины делом. Ваша книга должна быть на столе у каждого начинающего и умудренного опытом хирурга. Средняя, по этой градации, категория наших коллег пока занята интенсификацией своего труда по западному типу. Но дозрев, они начнут Вас понимать. С огромным удовольствием буду следить за Вашими новыми работами».

А.М. Карсанов, канд. мед. наук,

профессор кафедры хирургических болезней № 3

Северо-Осетинской государственной медицинской академии (Владикавказ)

***

«...Я почерпнул много нового для себя по методологии обучения в целом и по методологии обучения хирургии, сложившейся исторически. Чего греха таить, нас, преподавателей хирургии, не учили педагогике и методологии. Учим так, как нас самих учили и как сами знаем и представляем.

Нашел для себя аргументы и факты (ссылки на литературные источники), которые использую для своего уже запланированного выступления на Ученом совете нашего университета с докладом о стратегии решения кадровой проблемы и о вреде дистантного образования.

Читал книгу и на полях ставил пометки, где это может пригодиться. Интересными для себя считаю (и впервые столкнулся) понятие «гипоскиллия», «эгерогения» и «антидубитация», 9 уровней профессиогенеза, шестифазный подход мануального тренинга. Мысли по наставничеству считаю весьма ценными, и возьму их на вооружение. Ваша книга оказалась для меня интересна и полезна…

Спасибо Вам за неравнодушное отношение к будущему нашей любимой профессии!».

Е.А. Корымасов, д-р мед. наук, профессор,

заведующий кафедрой хирургии

Института профессионального образования

Самарского государственного медицинского университета (Самара)

Отметим, что монография «Профессиональное становление начинающего хирурга в аспектах андрагогики и социологии медицины» не имеет конфликта интересов и издана на личные средства автора. В конце текущего года вышло 2-е издание этой книги, дополненное и переработанное, в котором соавтором главы «Институт наставничества в хирургии: вчера, сегодня, завтра» стал кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии и неонатологии ИНМФО ВолгГМУ К.О. Каплунов. На фоне ограничительных мер, связанных с пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и сугубо из финансовых соображений переиздание книги произошло в российском издательстве – Научном инновационном центре международного института стратегических исследований (Москва).

В завершении стоит сказать о том, что монографию «Профессиональное становление начинающего хирурга в аспектах андрагогики и социологии медицины» нужно рассматривать как своеобразное продолжением книги «Профессиональное становление начинающего хирурга. Проблемы и решения», опубликованной автором в 2019 году (https://www.volgmed.ru/ru/news/content/2019/06/26/8030/).

Олеся Мяконькая

Дата:  25.11.2020