Государственная организация
ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОМУ В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Ключевыми задачами биоэтики является не только решение практических проблем, связанных с развитием биомедицинских технологий и изучением этических аспектов общения врача и пациента, но и поиск историко-культурных оснований отношения к живому. Эти поиски в значительной мере актуализированы современной экологической ситуацией и необходимостью формирования экологического сознания, которое является важным механизмом регуляции в системе отношений «Природа – Человек». В статье рассматриваются две полярные модели взаимоотношений природы и человека: западная и восточная. Восточная культура, в отличие от западной, сформировалась под влиянием этических учений (даосизма, чань-буддизма), отрицавших невключенность человека в окружающий мир и его превосходство над природой. Фундаментальные концепции экосистемного холизма и «срединного пути» позволили традиционной культуре Китая сформировать, закрепить и транслировать культурный код, защищающий не только окружающий мир, но и носителей культурного кода. Показана связь между китайской философской традицией и подходом в традиционной медицине, где доминирует принцип целостности организма человека и окружающего мира. Восточные этические учения создали основы универсальной этики отношения к живому, провозгласили необходимость высокой степени психологической включенности человека в мир природы.
One of the key tasks of bioethics is not only the solving of the practical problems, determined by the development of the biomedical technologies and connected with ethical aspects of the doctor-patient relations, but also to discover cultural and historical foundations of the relationship to the life. These studying is actualized by modern environmental situation and urgent necessity of forming environmental consciousness as an important mechanism in the regulation process of the relations in "Nature - Man" system. This article describes two contradictory models of man-and-nature relations: the western and eastern ones. Eastern culture, in contrast to western, was formed under the influence of ethical thinking (Taoism, Zen Buddhism), which denied the exclusion of the Man out of environment and his superiority over the Nature. Fundamental concepts of holistic ecosystem and the "middle way" allowed the traditional culture of China to form, consolidate and pass on cultural code that protects not only the nature, but also the cultural actor.
The links between Chinese philosophical tradition and general approach in tradition medicine, based on the idea of energy balance and connection of human body and Nature is represent. The Eastern ethical studies created the bases of the universal ethics of relation to the live proclaimed the need for the high degree of the psychological inclusion of the Man into the Universe.