В статье приведены результаты сравнительного анализа начальных морально-нравственных представлений обучающихся на 1-2 курсах лечебного факультета Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) до и после освоения учебной дисциплины «Биоэтика». Изучение состояния и динамики морально-нравственных представлений обучающихся свидетельствует о наличии определенной степени их развитости и относительной смысловой стабильности во времени. Освоение учебного материала дисциплины «Биоэтика» стало причиной изменения 4-х из 17-и подлежавших изучению морально-нравственных характеристик. Они заключались в сущностной трансформации ключевых репрезентаций, касающихся современных реалий взаимодействия религии, морали и медицины и оценки влияния СМИ на моральность российского общества. Обучающиеся стали в 1,3 раза реже считать, что религия и мораль не связаны между собой (37,1% против 48,0 %). Одновременно в 1,8 раза увеличилась доля лиц, признающих факт влияния религиозных взглядов медицинских работников на оказание ими медицинских услуг (18,3 % против 10,3 %), в 2,3 раза – необходимость вмешательства религии в медицину (10,3 % против 4,4 %) и в 1,4 раза - развернутую СМИ в российском обществе пропаганду потребления и гедонистических ценностей (61,5 % против 45,6 %). Анализ полученных в экспериментальном обучении данных позволяет рассматривать исходное состояние и динамику морально-нравственных представлений обучающихся в качестве достаточной основы для успешного и целенаправленного формирования биоэтического мировоззрения на додипломном этапе профессиональной подготовки будущих врачей.
The article provides the findings of the comparative analysis of the initial moral values of the first and second year students of the faculty of General medicine of the Northern State Medical University (Arkhangelsk) before and after the Bioethics course. The research of the state and the dynamics of the moral values of students indicates that they show a certain degree of development and relative semantic stability through time. The study of the course materials of Bioethics brought about changes in 4 out of 17 moral characteristics to be studied. They involved significant transformation of key representations concerning the modern realities of the interaction between religion, morality and medicine and assessment of the impact of media on the morality of Russian society. Students became 1.3 times less likely to consider that religion and morality are not linked with each other (37.1 % and 4.0 %, respectively). At the same time there was a 1.8 increase in the percentage of persons recognizing the influence of religious views shared by medical workers on the provision of services (18.3 % and 10.3 %, respectively), a 2.3 increase was registered in the comprehension of the need for the interference of religion in medicine (10.3 % and 4.4 %, respectively) and 1.4 increase was observed in the number of surveys of Russian media expanding the propaganda of consumption and hedonistic values (61.5 % and 45.6 %, respectively). The analysis of the data obtained during experimental training allowed us to consider the initial state and the dynamics of the moral values of students as a sufficient basis for successful and targeted development of bioethical outlook among prospective doctors.