В статье изложены результаты исследования этических установок верующих студентов-медиков для оценки влияния религиозного сознания на моральное состояние личности и профессиональное поведение будущего врача. Проведенный компаративный анализ морально-нравственных и биоэтических представлений обучающихся с религиозным (87,6 %) и атеистическим (12,4 %) типом мировоззрения выявил статистически значимое расхождение по 8-ми из 16-ти и по 7-ми из 19-ти переменных, характеризующих моральные и биоэтические репрезентации соответственно. Различия установлены в отношении 3-х из 7-ми изученных биомедицинских технологий: экстракорпорального оплодотворения, искусственного прерывания беременности и эвтаназии. Отношение к биомедицинским технологиям студентов-медиков, имеющих религиозное сознание, строится на моральных основаниях, имеет моральное значение и наполнено моральным смыслом. Это способствует более глубокому пониманию ими содержания биоэтических дилемм и более ответственному отношению к медицинским вмешательствам в жизнь и смерть человека. Полученные результаты позволяют утверждать о том, что наличие у обучающихся религиозного сознания будет способствовать этическому регулированию их профессионального поведения в будущем.
The objective of the present study was to evaluate the influence of religious consciousness on the moral and professional behavior of future doctors. The comparative analysis of moral and bioethical perceptions of students with either religious (87,6 %) or atheistic (12,4 %) world outlook has revealed a statistically significant difference in 8 of 16 variables (characterizing the moral condition of students), and in 7 variables of 19 (characterizing bioethical representation of students). These differences were established in 3 of 7 biomedical technologies studied: new reproductive technologies (in vitro fertilization), abortion, and end-of-life issues (euthanasia). It has been shown that the attitude of religiously conscious medical students towards biomedical technologies is morally grounded, based on moral value and moral sense. We consider that religious consciousness contributes to a better understanding of bioethical dilemmas by medical students as well as to the development of their personal responsibility in case of medical interventions influencing human life and death. The obtained findings suggest that religious consciousness of medical students may help them determine the standards of their conduct and competence expected of the members of medical profession.