ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА: ОСОБЕННОСТИ БИОЭТИЧЕСКИХ И ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ


Ю.Ж. Жабон , О.С. Ринчинова

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Москва

Резюме

В статье на материалах тибетских источников, в основе которых 31-я глава «О лекаре» второго тома «Чжуд-ши» (XII в.), рассматриваются тибетские представления о ключевых проблемах медицинской этики. Целью исследования является попытка взглянуть на средневековую тибетскую врачебную этику в контексте этических моделей современной медицины. Показано, что этические нормы деятельности тибетского врача, в отличие от часто трансформирующихся европейских этических принципов, вот уже на протяжении нескольких веков остаются абсолютно неизменными и до сих пор практикуются. Особое внимание уделено рассмотрению шести типов взаимоотношений тибетского врача с пациентом, которые сравнительно с европейскими моделями обнаруживают значительные элементы сходства, хотя конкретные подходы к решению некоторых проблем отличаются. Подробно разбирается отношение тибетцев к эвтаназии и аборту, на которое серьезное влияние оказали буддийские учения о карме, реинкарнации. Делается вывод, что, несмотря на корпоративный, патерналистский характер древней врачебной этики Тибета в целом, здесь присутствует обязательное достоверное информирование пациента о диагнозе и прогнозе заболевания, что напоминает один из основных принципов современной биоэтики


Ключевые слова: история медицины, «Чжуд-ши», тибетская медицина, биоэтика, врачебная этика, Тибет, тибетцы.

Abstract

The article presents Tibetan views on the key problems of medical ethics, based on the materials of Tibetan sources, mainly on the 31st chapter of the second volume of rGyud bzhi (the 12 century). The aim of the study is an attempt to review medieval Tibetan medical ethics in the context of ethical models of modern medicine. It is shown that the ethical norms of the Tibetan physician’s activities, unlike the often transformed European ethical principles, have remained absolutely unchanged for several centuries, and are still practiced. Particular attention is paid to six types of relationship between the Tibetan physician and the patient; although, they bear significant similarities to European models, specific approaches to solving some problems differ. The attitude of Tibetans to euthanasia and abortion that was seriously influenced by the Buddhist teachings on karma, reincarnation, is analyzed in detail. It is concluded that despite the corporate, paternalistic nature of the ancient medical ethics of Tibet in general, there is an obligatory true informing of the patient about the diagnosis and prognosis of the disease that recalls one of the basic principles of modern bioethics.


Keywords: history of medicine, rGyud bzhi, Tibetan medicine, bioethics, medical ethics, Tibet, Tibetans

Контакты: yumzhan@gmail.com