В статье изложены результаты исследования морально-нравственных и биоэтических представлений верующих и неверующих медицинских работников для оценки влияния фактора религиозности на формирование биоэтического типа мировоззрения. Проведенный компаративный анализ морально-нравственных характеристик медицинских работников с религиозным (43,3 %) и нерелигиозным (56,7 %) типом мировоззрения выявил статистически значимое расхождение по 13 из 15 переменных, отражающих морально-нравственное состояние личности медицинских работников. Результаты анализа позволили установить различия в отношении верующих и неверующих медицинских работников ко всем 7 анализируемым биомедицинским технологиям: экстракорпоральному оплодотворению, суррогатному материнству, клонированию человека, трансплантации органов, терапии фетальными клетками, искусственному прерыванию беременности и эвтаназии. Отношение к биомедицинским технологиям религиозных медицинских работников построено на моральных основаниях, наполнено моральным смыслом и связано с моральными обязательствами. Феномен религиозности способствует более глубокому пониманию медицинскими работниками смысла биоэтических дилемм и биоэтически ответственному отношению к медицинским вмешательствам в жизнь и смерть человека. Полученные результаты позволяют утверждать о том, что религиозность, способствуя становлению биоэтического мировоззрения медицинских работников и формированию на его основе этической компетентности, выступает важным фактором этической регуляции практики применения биомедицинских технологий в условиях новой модели моральных отношений в медицине.
The article presents the results are set forth regarding the research of moral-ethical and bioethical representations of the believers and non-believers among the health workers to assess the influence of the religiosity factor upon the formation of bioethical type of worldview. The conducted comparative analysis of moral-ethical characteristics of health workers with religious (43,3 %) and nonreligious (56,7 %) type of worldview revealed the statistically significant divergence in 13–15 variables reflecting the moral-ethical personal states of the health workers. The results of the analysis allowed to identify differences in the attitude of the believers and nonbelievers to all seven analysed biomedical technologies: in vitro fertilization, surrogate maternity, human cloning, organs transplant, foetal stem cell transplantation, artificial termination of pregnancy and euthanasia. The attitude to the biomedical technologies on part of the religious health workers is based on the moral grounds, is filled with the moral sense and relates to the moral obligations. The phenomenon of religiosity contributes to a deeper understanding by the health workers of the meaning conveyed by the bioethical dilemmas and bioethically responsible attitude towards medical interventions into the life and death of a human being. The received results allow to ascertain that religiosity, by facilitating the establishment of the bioethical worldviews of the health workers and formation on its basis of the ethical competency, appears to be an important factor of the ethical regulation of the practice related to application of biomedical technologies under the conditions of a new model of moral relations in medicine.