КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС МЕДИЦИНСКОЙ ГУМАНИТАРИСТИКИ?


Н.Н.Седова

Волгоград, ВНМЦ, ВолгГМУ

Резюме

Медицинская гуманитаристика – это комплекс научных и образовательных концептов, обеспечивающих интеграцию медицинской теории и практики в контекст социума. Современный кризис медицинской гуманитаристики связан с интенсивным развитием новых биотехнологий и гораздо более медленным процессом разработки объяснительных гипотез, нормативных регуляторов и социальных прогнозов их использования на практике. Отставание это можно было бы расценить как закономерное, если бы не темпы технологического прогресса, на порядки превышающие все предыдущие изменения в технологической сфере. Парадокс заключается в том, что заинтересованный в гуманитарной экспертизе применения новых технологий социум, одновременно тормозит ее развитие. С философской точки зрения, это типичная подмена ценности – технологии становятся самоценными, а понимание того, что происходит в результате их применения, отступает на второй план. Самое опасное в этой ситуации – изменение подходов к подготовке кадров, которые будут работать с новыми технологиями. Цифровая медицина требует операциональных навыков, время на приобретение которых «отнимается» в вузах у «непрофильных» (в основном, гуманитарных) дисциплин. Поэтому с каждым годом в российских медицинских вузах усиливается тенденция дегуманизации медицинского образования.
Актив ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Философские проблемы биологии и медицины» обратился, в связи со сложившейся ситуацией, с Открытым письмом к Министерствам, Комитетам Государственной Думы и ОНФ. Письмо уже набрало гораздо больше подписей, чем это требуется для рассмотрения подобного документа. Ниже мы публикуем его полный текст и свой комментарий.


Ключевые слова: медицинская гуманитаристика, дегуманизация высшего медицинского образования, гуманитарные науки, социальные науки, биомедицинская этика.

Abstract

Medical humanities is a complex of scientific and educational concepts that ensure the integration of medical theory and practice in the context of society. The current crisis of medical humanities is associated with the intensive development of new biotechnologies and a much slower process of developing explanatory hypotheses, normative regulators and social forecasts of their use in practice. This lag could be regarded as natural, if not for the pace of technological progress, by orders of magnitude higher than all previous changes in the technological sphere. The paradox is that the society interested in humanitarian expertise of application of new technologies, at the same time brakes its development. From a philosophical point of view, this is a typical substitution of value – technology becomes self-valuable, and the understanding of what happens as a result of their application, recedes into the background. The most dangerous thing in this situation is the change of approaches to training, which will work with new technologies. Digital medicine requires operational skills, the time for the acquisition of which is "taken" in universities from "non-core" (mainly humanitarian) disciplines. Therefore, every year the trend of dehumanization of medical education is increasing in Russian medical universities.
The asset of the annual all-Russian scientific and practical conference "Philosophical problems of biology and medicine" addressed, in connection with the situation, an Open letter to the Ministries, Committees of the State Duma and the All-Russian Popular Front. The letter has already received much more signatures than is required for the consideration of such a document. We publish his full text and our comment below.


Keywords: medical Humanities, dehumanization of higher medical education, Humanities, social Sciences, biomedical ethics.

Контакты: nns18@yandex.ru