Государственная организация
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЭТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
В статье обсуждается проблема востребованности биоэтического образования для студентов медицинского вуза, связанная с негативной тенденцией сокращения учебных часов на гуманитарные дисциплины. Такая точка зрения апеллирует к усилению профессиональной составляющей, определяющей профильные компетенции специалиста. В частности, предлагается сократить учебное время на преподавание биоэтики в медицинских вузах для его использо- вания на обучение операциональным техникам, так называемым практическим навыкам. В качестве оппонирующей точки зрения предлагается анализ фрагмента учебной практики по биоэтике, разработанной ЮНЕСКО, по проблеме оказания медицинской помощи несовершеннолетним пациентам в области косметической хирургии. Студентам демон- стрируется сложность этического решения, казалось бы, формально решенной нормами права проблемы. Сам процесс обсуждения, возникающие дискуссии, решение судьи, убеждают будущих врачей в неоднозначности принятия этических решений, а также этического контента правовых норм в области здравоохранения. Данная проблема поднимает целый ряд других этических дилемм, инициируя интерес студентов к этической стороне профессиональной деятельности. В статье приведены результаты социологического исследования студентов медицинского вуза [n = 92, средний возраст (19,2 ± 1,01) лет'>. Несмотря на то, что 54,3 % респондентов считает, что 15-летний пациент не может давать согласие на косметические операции самостоятельно, 27,5 % студентов затруднились с ответом, также сомневаясь в возможности в 15-летнем возрасте адекватно принимать такие решения. Полученные данные демонстрируют общие этические пробле- мы, поднимаемые предлагаемой в курсе биоэтики ЮНЕСКО задачей-случаем. Несмотря на возможные расхождения правовых норм национальных законодательств, культурные, конфессиональные или атеистические особенности стран, этические проблемы профессиональной деятельности носят общий характер. Ключевые
The article discusses the problem of the demand for bioethical education for medical students. This problem is connected with the negative tendency to curriculum reduction of humanitarian disciplines. This point of view appeals to the strengthening of the professional component that determines the profile competencies of a specialist. In particular, it is proposed to reduce the teaching time for bioethics in medical higher schools for its use in teaching operational techniques, so-called practical skills. As an opposing point of view, the analysis of the fragment of the bioethics course developed by UNESCO on the issue of providing medical care to under-age patients in the field of cosmetic surgery is proposed. Students are shown the complexity of an ethical solution, seemingly formally resolved by the rules of the law of the problem. The very process of discussion, the discussions that arise, the decision of the judge convince future doctors of the ambiguity of ethical decisions making, as well as the ambiguity of ethical content of the legal norms in the field of health. This problem raises a number of other ethical dilemmas, initiating students' interest in the ethical side of professional activity. The results of sociological research of students of medical higher school [n = 92, average age (19,2 ± 1,01) years'> are presented in the article. Despite the fact that 54,3 % of respondents believe that a 15-year-old patient cannot give consent to cosmetic surgery alone, 27,5 % of students found it difficult to answer, just doubting the possibility to make adequate decision at the age of 15. The data obtained demonstrate the general ethical problems raised by the proposed case in the UNESCO bioethics course. Despite possible discrepancies in the legal norms of national laws, cultural, confessional or atheistic peculiarities of countries, the ethical problems of professional activity are of a general nature. Key