Судьба медико-гуманитарного образования в России


Вячеслав Иванович Моисеев, Оксана Николаевна Моисеева

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И.Евдокимова, г.Москва, Россия

Резюме

Статья отмечает различные тревожные тенденции дегуманизации современного медицинского образования в России и мире и, кроме экономико-политических решений, предлагает обратиться к наиболее фундаментальному основанию негативного отношения к гуманитарным предметам в современном биомедицинском образовании – борьбе редукционистского и холистического мировоззрений. Если в современной биомедицине всё более господствует всё более жёсткий редукционизм, сводящий живое к неживому на уровне атомов и молекул, то гуманитарному знанию органично присущ целостный подход к человеку, т.е. холистические основания и принципы. Раскол этих двух направлений проецирует себя в расколе базовых медицинских предметов и гуманитарных дисциплин. Единственным радикальным способом преодоления такого раскола авторам видится трансформация самого биомедицинского знания в направлении холо-редукционизма – синтеза холизма и редукционизма. Подобный интегративный тип знания будет проецировать себя в принципиально иных, союзных, отношениях более редукционистских и холистических направлений единой интегральной биомедицины.


Ключевые слова: Биомедицина, биомедицинское образование, гуманитарное образование, дегуманизация образования, холизм, редукционизм, холоредукционизм

Abstract

The article points to various alarming tendencies of dehumanization of modern medical education in Russia and in the world. Apart from economical and political solutions, the article suggests to address the most fundamental reason for negative attitude to humanitarian subjects in modern biomedical education - the struggle between reductionist and holistic worldviews. While modern biomedicine is increasingly dominated by an increasingly rigid reductionism, which reduces living things to non-living things at the level of atoms and molecules, humanities knowledge is organically characterized by a holistic approach to the human being, i. e., holistic foundations and principles. The split of these two directions projects itself in the split of basic medical subjects and humanities disciplines. The authors see the only radical way to overcome this schism as a transformation of biomedical knowledge itself in the direction of holistic reductionism - a synthesis of holism and reductionism. This integrative type of knowledge will project itself into a fundamentally different, allied, relationship between the more reductionist and holistic strands of a single integrated biomedicine.


Keywords: biomedicine, biomedical education, humanitarian education, dehumanization of education, holism, reductionism, holoreductionism

Контакты: vimo@list.ru