В статье рассматривается одна из наименее исследованных нравственно-этических проблем – поведение пациента по отношению к врачу и медперсоналу. Показано, что субъективные нравственно-психологические качества пациента имеют важнейшее значение. Анализируется такой важный фактор, определяющий поведение пациента, как мотивации, которыми он руководствуется. Выделяются нравственно-этические качества пациента, необходимые для гармонизации отношений «пациент - врач». Многолетние эмпирические наблюдения в системе взаимоотношений пациента и врача, позволяют обосновать выводы о том, что характер связей между ними, опосредуется целями, которыми они руководствуются; что поведение пациента зависит от уровня его духовности, его нравственно-этических качеств, интересов, ценностей; что гармонизация отношений врача и пациента, обеспечивается не только тем, что врач «должен», но и тем, что «должен» пациент, т.е. совместными усилиями.
The article deals with one of the least studied moral and ethical problems – the behavior of the patient in relation to the doctor and medical staff. It is shown that the subjective moral and psychological qualities of the patient are of crucial importance. Such an important factor determining the patient's behavior as the motivations that guide him is analyzed. The moral and ethical qualities of the patient necessary for the harmonization of the patient-doctor relationship are highlighted. Long-term empirical observations in the system of patient-doctor relationships allow us to substantiate the conclusions that the nature of the connections between them is mediated by the goals they are guided by; that the patient's behavior depends on the level of his spirituality, his moral and ethical qualities, interests, values; that the harmonization of doctor-patient relations is ensured not only by the fact that that the doctor "should", but also by what the patient "should", i.e. by joint efforts.