О Межрегиональном круглом столе «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадке диссеминации инновационного опыта

О Межрегиональном круглом столе «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадке диссеминации инновационного опыта 24.05.2021

О Межрегиональном круглом столе «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадке диссеминации инновационного опыта

22 мая 2021 г. в онлайн-формате состоялся круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» в рамках федеральной инновационной площадки при участии вузов научно-образовательного медицинского кластера «Южный» и РУМЦ ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. Актуальные проблемы, представленные для обсуждения Школой педагогического мастерства, привлекли внимание, как преподавателей университета ВолгГМУ, повышающих педагогическую квалификацию по ДПП «Инклюзивное обучение и разработка адаптированных образовательных программ в вузе», так и коллег из Рязани, Пятигорска, Ростова-на-Дону, а также вузов Волгограда: академии физической культуры, социально-педагогического, технического, аграрного университетов, РАНХиГС. Круглый стол, заявленный в рамках федеральной инновационной площадки, в качестве регионального, соответственно трансформировался в межрегиональный.

Работа круглого стола началась с обсуждения сущности инклюзивного образования и его специфики в медицинском вузе, интеграции теоретического и практического аспектов организации инклюзивного обучения, в том числе трудоустройства выпускников, чему были посвящены два интересных доклада. В программном выступлении О.А. Крестьяниновой, заместителя РУМЦ (РязГМУ), основной акцент сделан на деятельности ресурсного учебно-методического центра в помощи медицинским вузам в  организационно-методических вопросах, в подготовке кадров  и подчеркивалась  мысль, что успешное трудоустройство выпускников по специальности является результатом слаженной профориентационной работы медицинского вуза. В докладе д.ф.н., профессора В.М. Чижовой и к.ф.н., доцента И.С. Гавриловой (каф. медико-социальных технологий с курсом П и ОТ ДПО ВолгГМУ) показана роль образовательной инклюзии в социализации и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, внесены предложения специалистов кафедры медико-социальных технологий о сотрудничестве, совместном решении поставленных государством целей в социальной инклюзии:

  1. Разработать специальные социальные программы в молодёжную среду, начиная с младшего детского возраста, с объяснением, что такое инвалидность, грамотной коммуникации с людьми с ОВЗ и т.д. Разработать и внедрить социальные программы по вопросам толерантности в учебную программу вузов.
  2. Мотивировать и помочь некоммерческим организациям Волгоградской области при подаче заявок в Фонд президентских грантов.
  3. Расширить деятельность волонтёров из студентов-медиков и студентов направления подготовки Социальная работа, используя их труд в популяризации знаний среди старших школьников, студентов колледжей и вузов о РУМЦ, возможностях центров занятости, центрах социальной помощи (в случае необходимости).

Далее работа круглого стола продолжилась рассмотрением опыта успешных инклюзивных образовательных практик в медицинских вузах. Инклюзивное обучение в медицинских вузах находится ещё в стадии становления, поэтому участникам круглого стола была предоставлена возможность сравнить разные инклюзивные практики. Интересный опыт практической работы по организации инклюзивного образования в Пятигорском медико-фармацевтическом институт, почерпнули участники круглого стола из выступления к.с.н., доцента Т.В. Варфоломеевой (ПМФИ, филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России). Были представлены конкретные приёмы формирования толерантности у студентов при взаимодействии с инвалидами и лицами с ОВЗ в стенах вуза и вне его, варианты сотрудничества с педагогами школ города, повышение их квалификации в сфере инклюзии. Новый формат обучения в высшей школе – событийный - с одной стороны обладает большим потенциалом, а с другой  не имеет методического обеспечения его применения в инклюзивном образовании. Создание инклюзии в событийном образовании как пример инклюзивных практик ВолгГМУ представленное в докладе д.п.н., проф. А.И. Артюхиной, к.б.н., доцента О.Ф. Великановой, к.п.н., доцента В.И. Чумакова восполняет это дефицит. О результатах реализации «дорожной карты» развития инклюзивной среды ВолгГМУ за 2020 год, о взаимодействии с Волгоградской региональной общественной организацией инвалидов «Второе дыхание» рассказал начальник отдела инклюзивного образования ВолгГМУ, к.м.н., доцент Е.Г. Вершинин.

Традиционно по окончании сообщения докладчики отвечали на вопросы. Завершила круглый стол дискуссия. Обсуждение проблем образовательной инклюзии в мире, и высшей медицинской школе России, представленное  докладчиками, позволило каждому преподавателю увидеть перспективы деятельности университета в сфере инклюзии. Старший преподаватель кафедры химии Н.Н. Складановская отметила актуальность завершения повышения квалификации преподавателей в области инклюзивного образования участием в работе межрегионального круглого стола и поблагодарила всех выступающих за возможность расширить представления об образовательной инклюзии. Выступление начальника РУМЦ ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России к.м.н., доцента Д.Н. Оськина кратко и ёмко осветило стратегию развития инклюзивного образования в медицинских вузах России. Было отмечено, что такие представительные мероприятия с большим числом участников проводятся не часто, а инклюзия в высшей медицинской школе находится в постоянном развитии, и тем важнее сегодняшняя встреча, позволившая поделиться коллегам теоретическими и практическими наработками. Д.Н. Оськин выразил благодарность организаторам круглого стола и пожелал дальнейшей всем участникам плодотворной совместной работы в совершенствовании инклюзивного образования.

Модератор круглого стола «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы», доцент В.И. Чумаков подвел итоги совместной работы, поблагодарил участников за активность, пожелал дальнейших успехов в  становлении инклюзивного обучения в вузах.

Большое участие в подготовке круглого стола приняла библиотека ВолгГМУ. Организаторы круглого стола сердечно благодарят главного библиографа Е.В. Спивакову, подготовившую для участников круглого стола актуальный список литературных источников, как имеющихся в библиотеке ВолгГМУ, так и представленных на портале eLibrary.ru по тематике: готовность к инклюзивному образованию, инклюзивная образовательная среда, инклюзивное образование в вузе.

Совместное работа Школы педагогического мастерства и разных подразделений ВолгГМУ позволило сделать круглый стол интересным, полезным мероприятием, что позволяет рассматривать его площадкой диссеминации инновационного опыта.

Межрегиональный круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадка  диссеминации инновационного опыта
Межрегиональный круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадка  диссеминации инновационного опыта
Межрегиональный круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадка  диссеминации инновационного опыта
Межрегиональный круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадка  диссеминации инновационного опыта
Межрегиональный круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадка  диссеминации инновационного опыта
Межрегиональный круглый стол «Инклюзивное обучение в вузе – проблемы и перспективы» как площадка  диссеминации инновационного опыта





А.И. Артюхина, профессор, руководитель курса педагогики и образовательных технологий ДПО



Возврат к списку